Как компьютерные игры учат твой мозг бороться с депрессией

Мне на глаза попалась не новая, но занятная статья зарубежного издания Slate (автор Jane McGonigal) про пользу компьютерных игр (в Америке их принято называть «видеоиграми»). Не совсем про файтинги, но в том числе о них. Автор также успешно подрывает распространенный миф о причинах игровой зависимости. Интересный контраст на фоне постоянного негатива из СМИ по отношению к игровой индустрии, хотя и здесь не обошлось без рекламы. Также интересно для меня лично, как для отца подрастающего пацана 🙂 Поэтому ниже предлагаю свой перевод данного материала (сразу предупреждаю — впереди «лонгрид»).

Если вы разовьете «игровой» образ мысли, то сможете сохранить мотивацию и легче справится с каждодневными трудностями жизни.

Автор Джейн МакГонигал
(доктор наук, геймдизайнер, автор зарубежных
бестселлеров — прим. переводчика)

Что противоположно игре?

Наверняка, первое, что приходит вам в голову — работа. Но есть другой, более верный ответ. И он может стать ключом в разработке новых эффективных методов лечения психических расстройств.

Противоположность игры — это не работа, а депрессия.

Такую идею впервые выдвинул Брайан Саттон-Смит, известный психолог, который скончался в этом году (прим. переводчика — статья была написана в конце 2015-го). Саттон-Смит прославился в 1950-ых и 60-ых годах благодаря своим исследованиям взрослых и детей в процессе игры. Он заметил, что большинство людей становятся уверенней в себе, испытывают прилив энергии и мощные положительные эмоции — например, любопытство и возбуждение — когда играют. Это совершенная противоположность депрессии. Клинически депрессивным людям не хватает физической энергии, чтобы выполнять повседневные задачи. Они чрезвычайно пессимистичны, особенно в том, что касается их собственных способностей. А также человек в депрессии испытывает острую нехватку положительных эмоций.gaming1

Саттон-Смит проводил большинство своих исследований задолго до изобретения технологий, которые сегодня позволяют ученым сканировать мозг — выявлять закономерности циркуляции крови, связанные с психическим расстройством или благополучием. И он работал задолго до того, как компьютерные игры захлестнули мир. В соответствии с моим анализом, сейчас на нашей планете играют больше 1,23 миллиарда человек, включая 155 миллионов в Соединенных Штатах (прим. переводчика — тогда еще не вышла Pokemon Go 😉 ). Но сейчас стремительно растет число научных исследований, благодаря которым мы знаем, что интуиция авторитетного психолога оказалась верна: «Противоположность игры — депрессия». С точки зрения неврологии, это совершенно точное описание того, что происходит с 1,23 миллиарда геймеров.

За последние несколько лет нам удалось заглянуть в мозг геймера — проведены многочисленные исследования при помощи функциональной магнитнорезонансной томографии, включая плодотворную работу Стэнфордского университета. Их результаты показывают, что когда мы заняты игрой за компьютером, мощный стимул получают две области мозга: та, что главным образом отвечает за мотивацию и целеустремленность (часто ее называют «система вознаграждения«), а также область, связанная с обучением и памятью (гиппокамп). Если подумать о самом процессе игры, то становится понятно, почему эти две зоны мозга становятся гиперактивными. Когда мы играем, то с первых минут и до конца концентрируемся на какой-то цели. Будь то решение загадки, поиск срытых предметов, финиш гонки или максимальное количество очков (больше чем у ваших друзей) — цель фокусирует наше внимание, дает мотивацию и решимость. Когда мы предвкушаем потенциальный успех, наша система вознаграждения включена.

В то же время все компьютерные игры — не только «образовательные» игры — построены так, чтобы учить. Начальный уровень всегда простой, потому что люди обычно не сильны в игре, когда садятся за нее впервые. Сразу же запускается процесс обучения — игроки разбираются в правилах, пробуют разные стратегии и улучшают свои навыки. Обязательно, по мере того, как они преуспевают и продвигаются вперед, игра становится сложнее. В итоге геймеры продолжают учиться и улучшать свои умения пока не перестанут играть. Тот опыт, когда ты постоянно совершенствуешься в чем-то — пожалуй, это непременное удовольствие, которое люди получают от всех компьютерных игр. Когда больше нечему учиться и некуда расти, мы обычно перестаем играть. Вот почему взрослые не любят «крестики-нолики»! Но пока игра заставляет развиваться, наш гиппокамп будет работать.gaming9

Когда-нибудь гадали, почему вы — или ваш любимый — 20 раз подряд проиграли в Angry Birds или Candy Crush Saga, но все еще горите желанием попробовать еще один разочек? Причина в описанной выше четкой схеме неврологической активации. Для тех, кто не разделяет страсть к играм, ваше стремление снова и снова попробовать пройти сложный уровень может показаться бессмысленным и навязчивым. Но это как раз то упорство, которого можно ожидать от человека, чей мозг привык сосредотачиваться на цели, успешно учиться и развиваться.

А вот что действительно интересно таким исследователям, которые как и я изучают взаимосвязь между игровым процессом и депрессией. Две области мозга, о которых мы говорили выше — система вознаграждения и гиппокамп — длительное время не проявляют достаточной активности, а со временем даже уменьшаются, когда человек страдает от клинической депрессии.

Другими словами: играть на компьютере с точки зрения неврологии буквально означает находится в состоянии противоположном депрессии.

Когда система вознаграждения в мозгу недостаточно активна, мы не можем рассчитывать на успех. В результате получаем пессимизм и нежелание делать… да, вообще что-либо. А если в гиппокамп идет слабый кровоток, или в этой области уменьшается объем серого вещества, это затрудняет изучение новых навыков и мешает эффективно справляться с трудностями. В результате вам сложнее развиваться в любом деле, не говоря уже о том, чтобы бороться с депрессией.

Не удивительно, что несколько масштабных исследований в области компьютерных игр отметили: те, кто проводит за играми больше 20 или 30 часов в неделю (в зависимости от исследования), чаще страдают от депрессии! Некоторые ученые изначально объясняли такие результаты тем, что компьютерные игры являются причиной подавленного эмоционального состояния. Но сегодня все больше исследователей, за чьей работой я слежу, интерпретируют это по-другому: геймеры в состоянии депрессии просто пытаются с помощью игр подавить ее симптомы. Они испытывают живительное чувство облегчения, когда играют. Поэтому чем хуже они себя чувствуют, тем больше играют.

Самолечение с помощью игр может быть опасным. Если вы играете, чтобы «убежать от действительности» — забыть проблемы, заблокировать неприятные эмоции, избежать стрессовых ситуаций — растет вероятность того, что вы испытаете на себе негативные эффекты, которые многие исследователи связывают с компьютерными играми. Такие как тревога, депрессия, изоляция от общества. Ведь чем больше ты погружаешься в депрессию, чем тягостней становится твоя жизнь, тем больше ты играешь — тем меньше усилий прилагаешь, чтобы решить свои проблемы в «реальном мире». В результате, проблемы только усугубляются, и ты еще больше времени проводишь за монитором, чтобы спрятаться от них. Это замкнутый круг. Если вы знаете человека, который пристрастился к играм и зависит от них, наверняка он бежит по этому кругу. На самом деле, исследования показывают, что «использование игр для побега от повседневной жизни» — это причина №1 чрезмерной и патологической игровой зависимости.

Но играть за компьютером, чтобы улучшить свое настроение, это не обязательно плохо. Главное, нужно играть в любимую игру с определенным намерением — ставить перед собой позитивную цель. К примеру, развивать свои творческие способности (в таких играх, как Minecraft), тренироваться решать необычные задачи (в играх, наподобие Portal), укреплять отношения с друзьями и семьей (Words With Friends), учиться быстро оправляться после поражения (Call of Duty) или лучше контролировать себя в стрессовых ситуациях (League of Legends).minecraft1

Исследователи выяснили, что целенаправленный игровой процесс развивает уверенность в себе и умение разрешать настоящие жизненные проблемы. Что важнее, такая игра дает результат, противоположный бегству от действительности. Играть, чтобы стать лучше в чем-то (в чем угодно!), по-настоящему полезно. Это помогает преодолеть депрессию, улучшить отношения с людьми и справляться с жизненными невзгодами. Так происходит, потому что за игрой вы думаете об умственных, эмоциональных и социальных качествах, которые намерены развивать. Игры для вас не оторваны от «настоящей жизни». Наоборот, это важный способ тренировать реальные и важные навыки.

Не обязательно бросать игры, которые вам полюбились — просто нужно сосредоточиться на том, как эти игры помогают вам расти. Когда сделаете это, то скоро увидите: сильные стороны, которые вы развиваете в процессе игры, пригодятся и в повседневной жизни. В своей новой книге «СуперЛучше» (прим. переводчика — немного саморекламы от атора не повредит 🙂 ) я объясняю, что чем больше вы осознанно думаете о том, как игры помогают вам совершенствоваться, тем легче становится воспроизвести «игровой» образ мышления перед лицом настоящих жизненных трудностей. Это состояние ума характеризует повышенная активность системы вознаграждения и гиппокампа, такой настрой неврологически противоположен депрессии.

В своей работе за последние пять лет я проверяла гипотезу о том, что люди, страдающие от депрессии, тревожных расстройств, последствий черепно-мозговой травмы, могут научиться применять «игровое» мышление, чтобы справиться с симптомами своего недуга. Пока результаты весьма убедительны. В прошлом году вместе со специалистами Пенсильванского университета мы провели контролируемое исследование методом случайной выборки. На протяжении 30 дней мы обучали людей, страдающих от клинической депрессии, подходить к решению их повседневных трудностей как к игре. В результате симптомы депрессии значительно ослабли, уровень тревоги снизился, пациенты испытывали облегчение и стали более самодостаточными, у людей появилось чувство, что они обладают навыками и умениями, чтобы успешно разрешать свои проблемы (участники эксперимента использовали специально разработанное приложение «СуперЛучше»). А в клиническом обследовании этого года, которое спонсировали Национальные институты здравоохранения и провел Центр медицинских исследований Университета штата Огайо, мы обнаружили схожее ослабление депрессии и улучшение настроения среди пациентов с повреждениями головного мозга легкой или средней тяжести. Они также следовали программе «СуперЛучше».

Я с энтузиазмом смотрю на возможности такого системного подхода. Он может научить людей в настоящей жизни стать такими же умственно и эмоционально стойкими, как в играх. Но вам не нужна специальная программа, чтобы плодотворно использовать идею -«противоположность игры не работа, а депрессия». Каждый может развить свое умение справляться с серьезными трудностями, если просто начнет думать и говорить о том, как игры помогают ему расти и совершенствоваться. Хотя реальный мир не всегда стимулирует мозг так же, как компьютерная игра, вы сможете ощутить себя более целеустремленным, жизнестойким человеком, который всегда способен учиться и развиваться.

Если в вашей жизни есть заядлый геймер, поговорите с ним или с ней о том, как игры помогают нам стать лучше. Вот несколько важных вопросов, которые вы можете задать этому человеку — или себе, если вы увлекаетесь компьютерными играми:

Из-за чего эта игра такая сложная? Какие навыки нужны вам, чтобы преуспеть в этой игре? Какие свои способности вы уже улучшили с тех пор, как начали играть в эту игру? В вашей повседневной жизни есть область, в которой вы можете применить свои навыки и таланты, чтобы разрешить какую-либо проблему либо достичь цели?

А затем обязательно задайте еще один вопрос — самый важный вопрос для любого геймера, потому что общаться всегда лучше, чем убегать (и возможно, вам тоже пригодится немного жизнестойкости!):

Можно я поиграю вместе с тобой?

supergirlОтмечу, что я убрал из авторского текста большую часть гиперссылок на другие публикации — как и текст источника, они все на английском, к тому же написаны в строго научном стиле. Жирный шрифт в переводе добавил сам.

Если ты дочитал статью до конца, то ты МУЖИК!

А если читатель не мужик, а прекрасная дама, то ты просто…

 

Перевод: Евгений lawgamer Талов

2 Replies to “Как компьютерные игры учат твой мозг бороться с депрессией

  1. » Когда-нибудь гадали, почему вы — или ваш любимый — 20 раз подряд проиграли в Angry Birds или Candy Crush Saga, но все еще горите желанием попробовать еще один разочек? » ..

    » почему вы — или ваш любимый » !

Добавить комментарий