На чем играть? Геймпад vs Стик vs Hitbox vs… Клавиатура!?

На чем играть? Пожалуй, этот вопрос задает себе любой новичок в мире файтингов. Конечно, первый девайс мы получаем по умолчанию вместе с игровой системой, однако потом все становится не так просто. И наш любимый жанр в этом плане особенный: по сравнению с шутерами или стратегиями, для файтингов изобрели просто неприлично много устройств, с помощью которых можно мешить ДП 🙂 Далее я разберу основные преимущества и недостатки представителей этого электронного питомника.

ГЕЙМПАДps3_review_pad2

Файтинги для меня начались с геймпадов. Помню, как отчаянно я мешил «УЛЬТРААААА КОМБООООО!!!» на контроллере SNES, как подсматривал за старшими товарищами, когда они вводили фаталити на Сеговских шестикнопочниках. Потом было немножко Tekken 2 на PS1 дуалшоке и много-много-много Tekken 5 на второй консоли от Sony… Конечно же, когда через несколько лет выходит супер крутой Street Fighter 4 для моего ПК-железа, я не долго думая бегу в магазин за каким-нибудь геймпадом. А как же по другому? В файтинги ведь не играют ни на чем другом!

minusНадо заметить, что SF4 стал первым файтингом, в который я играл серьезно. Триалки на 100%, онлайн-матчи, бесконечное изучение матчапов и фрейм даты за всех персонажей игры. По началу все было хорошо. Но шли месяцы и удивлению моему не было предела. Почему-то верный геймпад оказался просто не приспособлен для выполнения части игровых задач!

Например, я должен был зажать удар большим пальцем правой руки, чтобы зарядить файербол Джури, и одновременно этим же пальцем нажимать остальные кнопки-удары на лицевой стороне устройства. КАК!? А чтобы научиться выполнять комбо в Хандред Хэндс Слэп, играя за сумоиста Хонду, пришлось буквально накачивать мускулатуру на все том же большом пальце. После тренировки он болел, как будто только что таскал железо. Да и кнопочки моего пада не оценили такого насилия — через полгода начали ломаться.

acd52de2895090435c70f8908eaae0ccНебольшое исследование быстро показало, что все детство меня нагло обманывали. Геймпады не заточены под файтинги, потому что изначально данный жанр появился в аркадных залах! Только тогда всплыли из подкорки воспоминания о том, как я совсем маленький кидал внутрь здорового шкафа жетоны, а потом лупил по большим кнопкам и дергал рукоятку, чтобы два самурая на экране порубили друг друга на шаверму. В таком возрасте, конечно, не понимал, что это был файтинг.

По сути, чем старше игра, тем больше вероятность того, что вам не удобно будет играть в нее на паде. Можно, конечно, сгладить острые углы, настроив какое-нибудь дикое управление в стиле Пикассо… Однако крестовину не перенастроишь. Бывало, играя в какой-нибудь классический KoF, я проклинал себя за то, что не мог сделать «вперед-назад-вперед»! Постоянно лезли непрошеные диагональные инпуты и прием срывался. Точность этого устройства ввода напрямую зависит от того, сколько вы заплатили за свой пад.

plusИ все же, учитывая вышеперечисленные минусы и те страдания, которые пережили мои большие пальцы в 2009-ом, я хочу в ближайшем будущем приобрести и попробовать вот этого красавца на картинке. Почему? Времена изменились.

59104В наши дни КАЖДЫЙ высокобюджетный файтинг изначально заточен именно под геймпад. Большие корпорации понимают, что не стоит усложнять жизнь свои главным клиентам — владельцам консолей. Например, в MKX простая четырехударная система, настраиваются любые макросы на плечевые кнопки, нет сложных движений на крестовине (или аналоге, если это ваш выбор), большой инпут-буфер, который облегчает комбо. Если вы не увлекаетесь «старой школой» мира файтингов, то для вас геймпад — доступный и удобный игровой девайс.

Но что подкупает именно меня — его КОМПАКТНОСТЬ. Геймпад можно положить в карман и таскать с собой всегда и везде. Больше не будет такого: пацаны притащили игровую приставку на работу, и ты типа крутой файтер, но в первом же бою чуть не слил, потому что привык играть только на стике, а тащить на работу свой стик для пары матчей глупо, и ты говоришь, что «типа не в форме…» Да и на турниры не нужно таскать целый рюкзак.

ИТОГ:
+ Удобный. Легко носить с собой и просто использовать;
+ Доступный. В магазинах и в интернете можно найти множество моделей по сходной цене;
— Совершенно не приспособлен для некоторых приемов. Так что выбирайте своего персонажа соответственно;
— Мало приспособлен для некоторых игровых техник (плинкинг, пиано инпут и др.). Так что выбирайте свою игру соответственно;
— Перед покупкой нового пада на ПК желательно прочитать кучу отзывов на всевозможных форумах. Под маской «фирменных» девайсов часто продается барахло из КНР, на котором играть тоже можно, но сложно.

КЛАВИАТУРА

Клавиатура!? Что в статье про файтинги делает клавиатура!?

По большей части я ПК-геймер, и сейчас любителей файтингов среди ПеКарей становится все больше. Не так давно Капком завезли нам очередной Street Fighter, в следующем году новенький Tekken порадует любителей 3D «драчек» на всех платформах. А наше управление по умолчанию — это именно клава.

Фигня! Те, кто играет на ПК в драки, покупают джойстики…

Подходит ли клавиатура для игры в файтинги? Несколько лет назад я бы сказал, что нет. Однако одному человеку удалось переубедить меня самым эффективным образом — он надрал мне зад. Играя на клаве. И потом еще раз. И снова, и снова, и снова. Мой хороший друг под ником Al Pachino vs 5 с помощью своего «печатного устройства» любил делать на мне самые сложные свег-комбо — не обязательно много урона, главное, чтоб красиво было. Он очень редко что-то порол и презрительно называл меня «гейпадером» 🙂

plusВ итоге, почти разочаровавшись в геймпадах, я перешел именно на клаву. Пришлось какое-то время привыкать. Но плюсы стали очевидны почти сразу. Тут на ударах не два пальца правой руки, а четыре или даже пять. Профи сказал бы, что скорость реакции увеличивается на милисекунды, которые в бою решают все. Я скажу: просто удобно. Управлять движением персонажа на WASD — тут двоякие впечатления. Переход «низ-верх» или «верх-низ» получается неуклюжим. Однако, по сравнению с крестовиной пада, намного проще вводить дэши, четкие диагонали и в целом контролировать перемещения на земле своего чара. 

Но главное, по умолчанию на клаве есть ЧИТЫ! Например, играя за Гайла в SF4, я мог не отпускать клавишу назад. Просто держишь ее, одновременно жмешь вперед и удар — получаешь Соник Бум. А когда отпускаешь вперед, игра в ту же милисекунду видит, что ты уже держишь назад — это позволяет эффективно сохранять свой чардж. Еще чит — простой ДП: держишь вниз-назад (сидишь в блоке), два раза нажимаешь вперед — ШОРЬЮКЕН! Таких фривольностей я не встречал больше ни на каких устройствах.

minus
А вот две препротивнейших ложки дегтя в файтинг-обзоре любой клавы. Во-первых, 360 и 720-мувы. Т.е. приемы которые требуют прокрутить все направления по кругу один или два раза. Вперед, вниз-вперед, вниз, вниз-назад, назад, вверх-назад, вверх, вверх-вперед, вперед… Фух, даже писать направления устал, и ввести это на WASD получается также криво и долго. Есть правда опять же волшебные шорткаты (почти читы), но работают они не во всех играх.

И второй серьезнейший минус — это «залипания». Бывает, когда жмешь несколько клавиш сразу, то ничего не происходит, потому что сигнал от них идет по одной и той же «оси координат» внутри устройства, и компьютер видит только часть из того, что ты нажал на самом деле. Наверное, есть недешевые игровые клавиатуры, которые поддерживают длинные и самые извращенные одновременные нажатия клавиш. Есть те, которые освобождают от «залипания» только WASD. Но если вы начинающий файтер, то вряд ли у вас именно такой прибор. Вот пара комбинаций, которые я успешно использовал в прошлом на различных «бюджетных» моделях клавы.keyboard

Здесь два варианта управления (желтый и зеленый). Слева направления движения, справа удары для шестикнопочных файтингов. Различные макросы я не описываю, так как их можно поместить куда угодно.
В желтой схеме пробел — это вверх, аля Хитбокс (о нем еще поговорим). Этот вариант упрощает различные хопы в KoF, «инстант эйр» или «тайгер ни» мувы в других играх. Хоть не идеален, но он работает. Поэтому я не писал в недостатках клавиатуры, как сложно выполнять вышеописанные приемы на WASD.

ИТОГ:
Если персональный компьютер и файтинги — ваши друзья, то не торопитесь мчаться в магазин за «специальным файтинг-девайсом». Возможно, он уже стоит у вас на столе 😉 Тут все зависит от того, ради чего вы играете. Клава обеспечит множество достойных онлайн-побед — проверено опытом. Однако если планируете посещать турниры и хвастаться своим скиллом на более высоком уровне, то клавиатура станет лишь переходным этапом. В конечном счете, для вас будет лучше выбрать что-нибудь дальше по списку.

СТИК

madcatz_sfiv_fightsick_tournamentСтик — это достоверная имитация управления тех аркадных «шкафов»,  о которых я писал ранее. Получил свое название от палки, которую нужно усиленно теребить, чтобы ваш персонаж двигался. Многие считают, что аркадный стик — это единственный выбор тру-файтера. Я не являлся приверженцем данной идеи. Однако один из моих мейнов — «Красный Циклон» Зангиев — так и не смог ужиться с клавиатурным управлением, а «гейпады» на тот момент я перерос. Долгое время не хватало денег на покупку очередного девайса, не хотелось переучиваться на стик и т.д. и т.п. Покупку я откладывал около года. Но в итоге оправдания закончились. Сейчас я пользуюсь именно «палкой» (от MadCatz).  Влюбился в нее по уши.

plusК такому расположению ударов я уже привык, играя на клаве, так что осваивать пришлось только саму палку у моей «палки». Для нее нужно иметь подвижное запястье, а не ловкие пальцы. Зато широкий диапазон вращения позволяет контролировать ввод направлений лучше, чем у геймпада и нет проблем с 360/720 и переходом «вниз-вверх».

Однако главное в стике, это кнопки. КНОПОЧКИ! Нежные и чувствительные, они удобно расставлены под пальцами, мгновенно отзываются на каждое прикосновение, издавая при этом еле слышный «клак». Это первое устройство, которое не заставляет мои руки напрягаться и ныть после нескольких часов игры. И конечно же, тут никогда ничего не залипает. Сказка, мечта…

minusНо все же нужно учесть, что хороший стик стоит хороших денег. Дешевые подделки не дадут того, кайфа что я описал выше. Я в своей покупке следовал только одному совету: бери MadCatz или Hori — больше ничего.

Как выяснилось, стик — это самый собакоНЕустойчивый игровой прибор! С некоторых пор у меня появился щенок, по-видимому, смешанный с хомяком. Не пострадал ни один из старых геймпадов. Я печатаю на совершенно целой клавиатуре. Но стик, оказался безжалостно пережеван. Теперь у меня вместо проводов ультрамодная синяя и белая изолента.

А еще он тяжелый. И это уже не шутка. Как-то мне просто пришлось про#@%ть важный турнир, потому что в другой город я ехал вместе с семьей и сумками по 20 кг. Приподняв перед отъездом всю ношу, я просто плюнул и выложил стик. Неделю не тренировался и играл на чужой палке.

ИТОГ: восемь палок из десяти.
003

HITBOX

img_4309Новомодная фишка в мире файтингов. Совмещает в себе лучшее от двух миров: аркадного стика и клавиатуры. По сути, это те же классные кнопки, что у стика… Но только кнопки. Палки нет. Видно, все больше людей уходят от  стереотипов и понимают, как удобно управлять персонажем, когда за каждое направление движения отвечает палец левой руки (как на клаве). Вот только, чтобы добиться этого создатели устройства перенесли кнопку «вверх» под большой палец.

Настройки клавиатуры тоже позволяют так выпендриться (см. выше), и привыкнуть к «вверх под большим пальцем» довольно просто и даже весело. Вот только пробел на клаве — не самая отзывчивая кнопка, так что данная схема управления не пользуется большой популярностью среди ПеКарей. У ХБ таких проблем нет. Более того, ХБшный вверх расположен так, что его удобно нажимать и левой и правой рукой, что открывает интересные возможности.

Сам я не играл на Хитбоксе. Но достоверный источник информации имеется. Когда я перешел на стик, мой извечный соперник Al Pachino vs 5 сменил игровую диету и перешел на плоский клава-стик-гибрид. Теперь я рассказываю друзьям, что он бьет меня своей «доской» — посторонние люди не понимают юмора и беспокоятся 🙂

Вот кстати, один из его отзывов по данному девайсу:

ХБ пока не многие оценили по достоинству. Вообще я так думаю — почему многие бросают файтинги? Потому что их бьют. Почему их бьют? Потому что они играют неполноценно (из-за девайса) или что-то не умеют на среднем\высоком уровне. А что мешает им подняться? Сложность освоения. Многие месяцами играют на стике, но так и продолжают совершать ошибки: не успевают делать ДП как антиэир, нечаянно приседают или прыгают во время блока, испытывают проблемы от изменения стороны и т.д. А ХБ позволяет опустить эту планку. Простые и ОЧЕНЬ быстрые ДП, чёткое определение направлений, дэши, тайгер ни мувы и т.д. И разве это читерство, когда тебе делать что-то проще, учившись неделю, чем задроту стика, учившемуся месяц?

ИТОГ02

Заключение

Главный посыл данной статьи не в том, что одно игровое устройство лучше другого, а скорее наоборот. Я начала свою файтинг-эволюцию с геймпада и до недавнего времени думал, что стик — это хомо сапиенс среди других девайсов-неандертальцев. Но как уже было сказано, жизнь меняется, меняются приоритеты и потребности — теперь я снова хочу иметь под рукой надежный маленький пад. Стремление к мобильности заставляет забыть о технических недостатках.

Мой совет: не бойтесь менять свои любимые игровые аксессуары. Конечно, во время перехода, пока не сформировались новые навыки, вы будете проигрывать чаще чем обычно. Может быть неприятно: «Я бы тебя сделал, если б играл на паде/стике/клаве…» Но смена девайса является отличной возможностью развивать себя, расширить кругозор, научиться чему-то новому — разве не этого мы ищем в файтингах? Лично я люблю на новом игровом устройстве учить нового чара. Так проигрывать не обидно. До сих пор в BlazBlue Рагной умею сражаться только на клаве, а Тагером — исключительно на стике 😉 Осталось только научиться играть Джином на паде, и меня никто не застанет в расплох, бросив нежданный вызов на поединок.

Евгений lawgamer Талов

5 Replies to “На чем играть? Геймпад vs Стик vs Hitbox vs… Клавиатура!?

  1. Не могу вообще представить, как на клаве можно в файтинги рубится. Когда только начинал увлекаться попробовал, но быстро перешел на джойстик.

  2. У MadCatz ни одной достойной вещи не видел, джойстики так вообще полный шлак. Hori не намного лучше — пластмассовые стики. Стоит брать только если вы не знаете подойдет вам стик и хотите попробовать.
    Etokki сейчас лидер в производстве стиков, но делают они их только сезонно и на заказ. Покупать такие вещи нужно, только если вы серьёзно хотите заниматься файтингами. С другой стороны вы всегда сможете его перепродать по той же цене ибо спрос большой.
    Из джойстиков я бы посоветовал DualShock 3. И все, никаких «если» и «чем заменить»!! Естественно никакого китай-бабая.

    1. Три года на «Безумных Котах» заставляют не согласится. Ни одной кнопки не сломалось, ручка работает как в первый день. Качество управления с геймпадом не сравнить. И при том этот стик БУшный 🙂

      1. Что такое «качество управления» для меня загадка.
        Некоторые мои друзья перепробовали и MadCatz, и Hori, и Etokki. Все склоняются в сторону Etokki.
        Каждый играет на чем ему удобно. Я много всяких джойстиков до этого перепробовал. У всех какие то недостатки обнаруживались. В итоге, играю на оригинальном DualShock 2. Ни одного мисклика за все время не было.
        Кнопки для стиков они сами не делают, их покупают скорее всего у того же производителя. Большинство игроков сразу же меняют кнопки.

        1. Да, пожалуй, про «качество» говорить не стоило 🙂 Я имел в виду скорее «функционал» — у стика он выше. Примеры: в SF4 на паде неудобно делать плинки, в Garou MOTW приходилось назначать кучу макросов на A+B, A+C, B+C и т.п., всякие «мешинговые» приемы (типа ладошек Е.Хонды) просто анатомически удобней прошибать всей кистью руки, а не одним большим пальцем…

          Однако, как я и писал в статье, признаю: сейчас все это уже НЕ АКТУАЛЬНО. Все современные игры заточены под пады и никаких неудобств у любителей этих устройств не вызовут. Поэтому, на самом деле, я бы сам не отказался от хорошего геймпада типа DS3 — ездил бы с ним на хоумфайты, а на стике рубился бы дома во всякое старье 😉

Добавить комментарий