Как сделать файтинги популярными, разработчиков богатыми, а меня счастливым!

Здравствуйте, товарищи! Уверяю, что это не «пост-нытье». А скорее небольшое откровение в формате личного блога. Сейчас в моей жизни начался очень непростой период — грусть и тоска наваливаются тяжким грузом. И былое лекарство — игрушки любимого жанра «файтинг» — просто перестало действовать. Я помню, какой дикий кайф испытывал, когда рубился с друзьями и незнакомцами в новехоньком Street Fighter IV. Тогда дело было даже не в самой игре, а в том, как мы все любили эту игру! Любили не без придирок, но от чистого сердца… Сегодня же былые соратники разбрелись по самым разным файтанам.

Любовь к жанру, которая раньше сплочала и объединяла, превратилась в повод для междоусобных холиваров. Кому-то не зашел Street Fighter V, кто-то не любит Dragon Ball FZ — так и ведутся беседы в современном комьюнити ветеранов, все обсуждают только то, «что не понравилось» в очередной новинке. Очень хочется, чтобы вновь появилось то «одно Кольцо, что соберет их всех» — игра, в которую потянутся миллионы фанатов, новички и опытные файтеры. Но это крайне маловероятно. Ведь файтинги не популярны у публики — разработчики похоже не в силах изменить эту ситуацию. И недавно я понял ПОЧЕМУ так происходит!

И в современные, и в «олдскульные» файтинги практически не могут попасть «случайные люди».

Сейчас поясню. Сама идея пришла мне в голову, когда я случайно наткнулся на старую статью «Игромании». Суть ее в том, что несколько сотрудников редакции собрались вместе на чипсы, пиво и файтаны — выяснить, какая игра лучше подходит для вечеринок. Читать их отчет одновременно весело — потому что написано хорошо — и очень грустно, так как участники пати несут всякую ересь! Так самым веселым признан Soul Calibur V — тупо за возможность создать голого мужика и мешить своим кастомным чаром (отмечу еще раз, что статья старая — аж 2014-го года)! А мой любимый Street Fighter IV признан полным днищем за «нефановость» (плюс, американца Руфуса назвали хохлом 🙁 ).

«Отстойный графон, скудный ростер» — говорили они. А мне нравится!

Тут, конечно, можно гневаться и ругаться. Но по факту эксперимент проведен достаточно грамотно — я сам нечто подобное советовал в одной из недавних статей! Люди попробовали — людям просто не зашло… А теперь подумаем, что бы могло произойти, если бы ребята потестили игры других жанров. 100% какой-нибудь Just Dance просто взорвал бы праздник. А если перенести вечеринку в режим онлайн, то DotA или Call of Duty также могли бы принести массу фана. Да и вообще, давайте забудем о вечеринке! Просто представим, что среднестатистический геймер купил на распродаже в Стиме «игру N» и пошел ее пробовать на вкус. С какой вероятностью он потребует вернуть деньги за очередного «Ведьмака», и с какой вероятностью выкинет на помойку скромного «Уличного бойца»?

Суть в том, что все мы когда-то пробовали какие-то игрушки случайно. И если и возникала нежданная горячая любовь в таких случаях, то это происходило постепенно. Что-то потыкали — вроде весело. Потом уровень за уровнем, персонаж за персонажем, и постепенно на свет появляется новый фанат. Я сам, к примеру, в платформеры почти не играю, но на аватаре в соцсетях стоит Super Meat Boy — вот к чему приводят случайные игровые связи 😉

А файтинги не дают новичку шанса влюбиться в себя. В лучшем случае они похожи на дикообраза, на которого забавно смотреть со стороны, но руками лучше не трогать…

И вот тут-то кроется нюанс, который многие игроделы похоже просто в упор не замечают. Все кричат, что файтаны — это слишком хардкорно. Говорят, что их нужно упрощать, дабы и малолетке было понятно, как комбы делать. Нет, господа, не правильно! Двойка вам всем с минусом и сотня плетей! Ведь, если подумать, героям той игроманской статьи не нужно было «просто» — им нужно было «весело»! Слепить в «кастомайзере» своего собственного Нагибатора — для новичка это весело. Смотреть, как Волдо из Соул Калибура смешно дергает своей промежностью — это тоже весело (автор данной статьи является приверженцем культа Волдианства 😉 ). Осваивать персонажей в четвертом или пятом Уличном Бойце — которые в разы проще и доступней своих предшественников — это НЕ весело для случайного человека. Разбираться, как работают холды и броски в Dead or Alive 5 — игра кстати крутейшая — тоже участникам эксперимента оказалось НЕ весело. И сиськи женских персонажей — которые скачут так, как будто сорвались в галоп — не спасли положение!

Ммммм, сиски… То есть геймплей! Я хотел сказать про крутой геймплей!

Не в простоте дело. Не в доступности игрового процесса — хотя и это тоже важно. Нужно дать казуальным случайным геймерам что-нибудь ПОМИМО этого. Чтобы интерес удержался на мониторе после первых 30 минут игры. Чтобы рыбка оказалась на крючке и можно было подсекать ее колючей фреймдатой, комбобилдингом, синергией команд и прочей важной фигней. Среди современных файтингов я сходу могу вспомнить только два наполовину удачных примера в этой области — один в России и один за рубежом. Так Mortal Kombat сильно бомбанул у нас на Родине — по сути, игру затащили уникальный по качеству режим истории и дикая ностальгия по детству из 90-ых. А недавний Dragon Ball FighterZ привлек внимание рекордного количества игроков за бугром — тупо потому что это аниме там смотрели запоем в тех же 90-ых. И да, большая часть из тех людей, кто купил DBFZ уже в него не играет. Но я уверен, что часть народа осталась — это и есть тот фактор случайности. Пришел ради Гоку — остался ради веселья и мастерства!

Hearthstone — это файтинг для любителей покера 😉

Но что делать, если ты бедный разработчик, и нету у тебя в лицензии крутых чаров. Не все студии так легко права на свою интеллектуальную собственность раздают, как владельцы вселенной Warhammer 🙂 Вот тут геймдизайнерам можно было бы поднапрячь свои мозги и родить оригинальную идею. Разберем все тот же пример с кастомными персонажами в файтингах. Большинство любителей жанра скажут, что это ужасная идея, и вероятно будут правы. Но что скажут те, кто еще не стал «фанатом файтингов»? Вот мой две копейки: сейчас вместо файтингов я играю в Hearthstone, и там работает та же самая тема. Есть разные классы и под каждый из них можно составить разные уникальные колоды с разными сильными и слабыми сторонами — по сути ты сам крафтишь своего персонажа. Плюс игра БЕСПЛАТНА! Сочетания этих двух элементов оказалось достаточно, чтобы удержать мой интерес и заставить гриндить себе карты — а так-то гриндить я не очень люблю 😉 Почему тот же коммерчески провальный Street Fighter V до сих пор остается платной игрой!? Продавайте костюмчики, мишуру, как во второй Доте, и запускайте франшизу в свободное плавание. Посмотрим, что выйдет в итоге.

БЕСПЛАТНОСТЬ — это тоже фишка, которая заведет в жанр случайную публику, часть из которой останется.

Это, конечно же, не панацея. А я, конечно же, не создал еще ни одной своей игры, чтобы давать такие советы. Но теперь для меня очевиден факт — разработчикам будущих файтингов нужно пробовать что-то новое и необычное. На самом деле, хороших игр этого жанра сегодня выходит все больше и больше. Даже инди проекты в наши дни достойны внимания. Но создается впечатление, что это только вредит сообществу геймеров. Появляются по-настоящему достойные файтинги, которые радуют суровый взгляд ветерана, но ничем не привлекают внимание новичков (или того хуже — смотри Marvel vs Capcom: Infinite). Также периодически выходят новые «блокбастеры», которые наживаются на неопытной публике, но у прожженных файтеров вызывают отторжение на уровне белых кровяных клеток. И без того разобщенное игровое комьюнити еще больше дробится на части — народ расходится в клубы по интересам и начинает лаяться из-за мелочей. А той единственной и неповторимой игрушки все нет и нет…

Я в начале обещал, что это не пост-нытье. Но все же под конец можно и поделиться своим сугубым ИМХО 😉 Создается такое впечатление, что сегодня на рынке файтингов появляются какие-то полуживые гомункулы. Такие дохляки, которые никогда не станут полноценными столпами жанра… И я прекрасно понимаю, что по большей части это мои личные фантазии и предубеждения. Все это уже было — еще во времена SFIV! Тогда я только начинал влюбляться в жанр, а по другую сторону баррикад стояли те, кто говорил: «Новый SF — фигня! Вот Третий Страйк — настоящая тема». Тогда я их не понимал. Сегодня сам стал одним из таких ворчунов. Скорее всего, теперь мне до конца дней суждено прозябать на ретротусовках и искать оппонентов в мертвых онлайнах. Но все же в душе еще теплится огонек надежды! Вдруг следующий самый главный файтинг мы все полюбим за его качество и неповторимость. А не тупо потому что жанр снова придет в упадок, и больше играть уже будет не во что.

Евгений lawgamer Талов

Добавить комментарий