Битва за оценку: как геймеры хоронят игры…

Здравствуйте, товарищи. Когда-то давно, когда я еще регулярно выпускал новый контент, меня просили разобрать только что отшумевший скандал вокруг Marvel vs Capcom: Infinite. Почему игра с таким зажигательным геймплеем провалилась таким оглушительным треском? Но на тот момент душа не лежала к подобным рассуждениям. Тогда я утирал скупую мужскую слезу и поминал безвременно почивших… Однако сегодня ситуация повторяется! В другом жанре, и в несколько ином формате — но суть ни капельки не изменилась. Игроки решили собраться вместе и дружными усилиями похоронить Warcraft III: Reforged. Видимо, пришло время разбередить старые раны.

Предыстория

Для начала короткая историческая справка. В 2017-ом MvCI ждали с нетерпением — после успеха третьей части серии (Ultimate Marvel vs Capcom 3) народ жаждал высокооктановых поединков с любимыми героями в новой игре. Однако пиар-менеджеры проекта выстроили ему красивую и удобную лестницу с уклоном вниз — прямиком в АД! Большая шумиха была раздута вокруг отсутствия в игре всеми любимых X-Men’ов. Попытки разработчиков объяснить это решение только разожгли конфликт и привели к появлению мема о «персонажах-функциях» (якобы вместо Росомахи можно запилить в игру другого героя «функцию Росомахи», который будет играться и ощущаться так же). Внешний вид игры стал более «кинематографичным» — по официальной версии. Геймеры называли его другими словами, наиболее цензурный вариант — просто уродливый. Да и в целом большая часть ростера перекочевала из предыдущей части франшизы. Ну, конечно же, они были адаптированы под совершенно новый игровой процесс, но кого это волнует? Вердикт был однозначен: «низкобюджетная копипаста». (Для справки: бои MvCI идут в командном формате 2х2, а не 3х3, как раньше. С одним из Камней Бесконечности вместо лишнего помощника.) И на все это безобразие с дебильной улыбкой взирал еще один локальный мем — Чун Ли со страшненькой мордашкой (ее, кстати, вскоре пофиксили).

До и после пластической операции.

Нечто похожее мы наблюдаем и вокруг ремейка/ремастера классической RTS-стратегии Warcraft III, который компания Blizzard гордо назвала Reforged (англ. «Перекованный»). Хайп в отношении игры был достаточно силен. В конце концов, мы говорим об обновлении одного из легендарных представителей своего жанра! В 2019 году фанатам продемонстрировали крутые плюшки и вкусняшки: а конкретно улучшенный повсеместно графон и измененные ролики в кампании. Также в онлайн-режимах обещали поддержку современного BattleNet’а и в целом намекали: игра станет по-настоящему современной. По факту разрабы постепенно отказывались от сделанных заявлений — вскоре, например, стало ясно, что синематики в кампании останутся практически без изменений, — вот только мало кто эту инфу услышал. А после недавнего релиза вообще поднялся настоящий «говношторм»: начальная версия игры страдает от ряда багов (в основном незначительных), в новом онлайне нет ранговой системы, отсутствие улучшенных роликов для кампании, повторюсь, застало многих врасплох. В игре сложно настроить свои «горячие клавиши» (для этого нужно лезть в текстовый файл, лол), что определенно разрушает имидж «современного» проекта. В кучу фекалий также долили информацию о том, что значительную часть работы над «Перековкой» компания Blizzard cкинула на аутсорс сторонней студии из Малайзии… Ну, и в итоге мы имеем достойное мемов звание «худшей игры в истории» с пользовательской оценкой на Metacritic‘е в половину балла из десяти.

0,5 балла, Карл, как такое возможно!? Ведь на том же самом сайте оригинальная игра 2002 года оценивается пользователями и критиками, на минуточку, в 92 балла из 100!

Разбор полетов

Все ждали ЭПИК, а получили…

Итак, что общего мы видим, описывая такие похожие истории двух безапелляционных провалов игровой индустрии:

  • Во-первых, большинство недовольных никак не упоминают собственно игровой процесс. Дело в том, что и в случае с Marvel vs Capcom: Infinite, и в отношении Warcraft III Reforged можно сказать: геймплей просто шикарный! При этом именно геймплей традиционно является основой таких соревновательных жанров, как файтинги и стратегии в реальном времени. Количество фана, которое игрок получает во время игровой сессии, во многом определяет качество игры… По крайней мере, так было раньше. Сегодня, очевидно, на первое место выходят совсем другое качества… Например, ГРАФОН — в обоих случаях визуальный стиль и графические навороты (либо их отсутствие) стали камнем преткновения для озлобленных обзорщиков.
  • Во-вторых — и это очень серьезный аргумент, — две истории объединяют обманутые ожидания людей. Фанаты «Марвел версус» ждали новых персонажей, ждали любимых старых персонажей, ждали от компании Capcom привычную вкусную конфетку в современной яркой обертке. В итоге получили мятый фантик с дебильным «Чу-Ли-фейсом» и вкусную, но надкусанную шоколадку внутри. Фанаты Blizzard ждали ремейк любимого третьего Варика, ждали кучу всевозможного новья и глобальные переделки. В итоге получили не ремейк, а ремастер по факту. Внешний вид игры обновился, но ничего радикально современного разрабы в проект не внесли. И если бы пиарили его поскромней, да и в принципе почаще рассказывали, что ждет игроков в Reforged, то получили бы меньше ненависти в ответку.
  • И в-третьих, очевидно, что реакция пользователей на оба проекта носит исключительно эмоциональный характер. Обидки, в общем и целом… Перечитывая многочисленные посты из 2017-2018 годов, посвященные «отстойному» MvCI, я не вижу таких претензий, из-за которых стоило бы хоронить игру (а она действительно была намеренно похоронена). Да, внешний вид довольно посредственный — но мы же не забрасываем некрасивых людей камнями прямо на улицах. Действительно, нет Росомахи, Грозы, Магнито, Сентинела — обидно, конечно, но не более того! В отношении Warcraft III Reforged уже сегодня видно, как из мух раздувают мутировавших «слономух». «Страшные» баги в игре — это редкие проседания фпс или, к примеру, рандомное отсутствие титров в кампании (при полной озвучке, отмечу). Также никто достоверно не знает, какую часть работы Метелица перепоручила малазийцам — нельзя уверенно говорить, что Blizzard сами не делали этот ремастер. И да, рейтинговой системы на сегодня в онлайне нет, но ее уже обещали «прикрутить» чуть позже — это и так было очевидно. Близзы всегда долго патчат и поддерживают свои игры…
Приятно смотреть на новую графику Warcraft III в бою.

И если уж совсем откровенно, не может даже такая старая игра как третий Варкрафт объективно скатиться от всеобщего почитания и культового статуса до всеобщего презрения и до омерзительной половины балла на Метакритике. Основа проекта ведь осталась та же — его геймплей как раз никто практически не трогал. Режим истории даже без новых синематиков интересен и увлекателен. А свежие модельки, к слову, получились весьма хороши — грех малазийцев ругать 😉

Могильщики за работой…

А теперь пару слов о работниках игрового кладбища — о самих геймерах. На мой взгляд, впервые за всю историю индустрии в руках обычных людей сосредоточена такая власть. Каждый может поставить заветную оценку продукту на самых популярных рейтинговых сайтах, каждый может написать свой гневный или позитивный обзор в Steam, на Fighting.ru или еще где-то, каждый может приписать уничижительный или хвалебный комментарий на Youtube или в Twitter’е. И что самое важное: каждое такое действие реально вредит или помогает игре! В эпоху социальных сетей голоса профессиональных обзорщиков становятся все тише — именно народная молва (или «сарафанное радио») во многом определяет популярность того или иного проекта.

Но как мы используем эту великую силу — способность формировать общественное мнение? Просто сводим счеты за нанесенные обиды…

«Разработчики наобещали с три короба и ни хрена не сделали! Еще и старый Warcraft III у всех автоматом заменили на долбаный Reforged! На костер этих ублюдков!» Охота на ведьм сегодня продолжается в сети Интернет. Вместо того, чтобы объективно признать преимущества и недостатки нового проекта — вместо справедливого суда — пользователи безжалостно выносят новорожденному смертный приговор.

При этом массовую истерию поддерживает первобытный механизм самосохранения — стадный инстинкт. Все мы видели такую картину, когда случайно натыкались на передачи о дикой природе по ТВ: на просторах африканской саванны разыгралась драма, хищники атаковали стадо диких антилоп, сотни зверей пустились в бегство, но в итоге самый слабый член группы оказался в зубах нападавших… Травоядные животные без всякого понукания действовали как одно целое — куда побежали соседи, туда мчусь и я! Возможно, разумней было бы остановиться и дать отпор охотникам? Или пуститься в рассыпную? Это в принципе не важно, потому что и сейчас, и в следующий раз, и через год все стадо в случае опасности опять бросится наутек. Если верить самому надежному источнику знаний на просторах всемирной паутины (Википедии 🙂 ), то можно получить следующие пояснения по этому явлению:

Стадный инстинкт — это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным. Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно, без централизованного руководства. Как отметил В. Троттер, в своей работе «The Instincts of the Herd in Peace and War», искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и не разрешим.

Все-таки в MvCI есть чертовски красивые моменты!

Другими словами, если значительная часть интернет-коммуны ринется в сторону, то, с высокой долей вероятности, за ними побежит большая часть людей, причастных к этому сообществу. Тут мы, конечно же, не говорим об угрозе жизни и здоровью индивида, но зачастую инстинкт пробуждает не опасность, а жажда крови… В отличие от приведенного выше примера, люди на просторах всемирной паутины — не травоядные, а хищники. И если они «бегут» куда-то вместе, то, вероятно, просто хотят убить очередную жертву. При этом добычей в такой «дикой охоте» становятся не только игры и провинившиеся разрабы, но также другие интернет-сообщества — те, чье мнение отличается, а следовательно является ошибочным.

ИТОГ

Давайте расставим все точки над «i». Я согласен с тем, что релиз Warcraft III Reforged вышел провальным — ремастер получился очень сырым, а старой игры по факту больше не существует (поиграть в нее можно разве что на пиратских серверах). Также я согласен и с тем, что создателям Marvel vs Capcom: Infinite определенно не хватило ни бюджета, ни времени (ни лицензионных договоренностей), чтобы довести свое детище до ума. Но в то же время я уверен: эти игры не заслужили такой судьбы и таких оценок. Новую версию Варкрафта сегодня не пинает только ленивый. «Blizzard скатились» — это модный слоган и призыв игнорировать продукцию компании, которую преследует череда скандалов. В свое немногим меньше негатива вылилось на последний «Марвел версус» и Capcom. Постепенно из игры уходили горячие головы, а приток свежей крови перекрыл отрицательный образ «Инфинита», который уже успел сложиться в среде любителей файтингов и не только. Когда игру выбросили из линейки престижного турнира EVO — заменили ее перспективным и простоватым новичком Dragon Ball FighterZ — по сути закончилась и ее жизнь на большой турнирной арене.

Добавлю, что лично для меня крах Marvel vs Capcom: Infinite стал весьма ощутимым ударом. В свое время я успел влюбиться в душу этого файтинга, в его энергичные и веселые схватки. И больно очень было смотреть, как принимает MvCI широкая публика. Было настолько больно, что именно тогда я впервые задумался: а действительно ли хочу и дальше делать контент для зрителей Youtube и писать статьи в своем блоге? В поддержку нового «Марвел версус» на FightGames 101 вышел, на мой взгляд, честный и подробный обзор. Определенно, этого оказалось ничтожно мало…

Я не собираюсь защищать разработчиков и оправдывать их косяки — в конечном итоге, кто виноват в недоработках и мисменеджменте? Кто должен был сделать игру охрененной и облажался? Виноваты люди, работавшие над данным проектам — ответ, как бы, очевиден. Но хочется спросить о другом: почему в наши дни каждый второй считает своим долгом пнуть того, кто оступился? Неужели в среде современных геймеров так силен образ пресловутых «Мстителей»? За что мы мстим? За поруганную честь? За обманутые ожидания? Спросите себя сами: достойное ли это занятие? Может быть лучше выбросить плащ и маску борца за «справедливость» и снова стать обычным человеком?

На сегодня Marvel vs Capcom: Infinite можно смело причислить к «мертвым» играм. Поклонники у нее еще есть и даже турниры периодически проходят, однако все это напоминает опыты доктора Франкенштейна по оживлению плоти… Не знаю, какое будущее ожидает Warcraft III Reforged — у этой игры все девять кругов ада еще впереди. Честно говоря, хочется верить в светлую сторону силы: в то, что разрабы вскоре исправят свои косяки, а бессмысленный хейт лишь отпугнет от Варкрафта слабых духом (или умом). Хочется верить… Но, как мы знаем, не всегда жизнь похожа на «Звездные войны», и не в каждой истории есть свой «хэппи энд».

Евгений lawgamer Талов

Добавить комментарий